Дневник яхтсмена путешественника.

Дневник путешественника - капитана Кости, 2013 год.

 

         По нашему плану переход из Ла-Рошель в Бар должен был начаться 8 июня. Добирались в Ла-Рошель через Париж 30 мая, чтобы успеть за неделю подготовить катамаран к переходу. В Париже было очень холодно, днем градусов 12, а ночью, наверное, 4-5, даже видел одну женщину в дубленке. Все французы с сине-красными носами и соплями по пояс, чихают, кашляют через одного. Мы прошлись под Эйфелевой башней, посидели в бистро и даже прокатились до отеля на велосипедной повозке. Причем, с нас взяли дороже, чем на такси, т.к. пришлось ехать в горку. Отель- жуткая четверка, с видом на кладбище, зато до ж/д вокзала Монпарнас с утра дошли пешком за 10 минут. 

        В 7.10 отправились в Ла-Рошель  на ТЖВ. Скорость поезда по спутникам 280 -300 км/ч. К станции назначения прибыли в 10.30. С арендой автомобиля вышла неувязка. Мое раннее бронирование через интернет не прошло и нам часа два пришлось разбираться с причинами неувязки. К счастью, высокий сезон еще не начался и нам достался почти новый Хёндай J20- замечательная машина с очень экономичным дизельным двигателем, отключаемым на светофорах. Быстро добрались в знакомый двухзвездочный отель, но лучше чем  парижская четверка, а главное интернет «летает». Погуляли по городу, посмотрели лодки, даже примерно определили какая из них наша. Купили упаковку устриц №3 и, запивая вином, съели по дюжине. На следующий день зашли в аквариум, который поражает воображение не только детей, но и взрослых. Встретились с знакомой девушкой Татьяной, она после окончания Бауманки живет и работает в Ла- Рошель на предприятии, выпускающем поезда ТЖВ. Татьяна показала нам удивительный парк на северной стороне Ла-Рошель, там под открытым небом живут куры, утки, гуси, павлины, олени, козы и т.п. Было интересно наблюдать, как птицы высиживают яйца, а потом рождаются крохотные птенцы. Всех можно кормить с рук (не гоняют, хотя табличка с запретом висит), мы даже специально покупали в магазине капусту и яблоки, и дочка с большим удовольствием раздавала еду животным. Еще Татьяна занимается конным спортом и организовала для нашей дочери пробное занятие. Свободное время для всех вышеперечисленных развлечений у нас появилось случайно, наш дилер сообщил о своих проблемах по приему-передаче яхты в другом городе и, нам пришлось еще три дня жить в гостинице. Принятие новой лодки (лодка это общее понятие, объединяющее и катамараны и яхты), ее оснащение и последующая езда по магазинам сравнима с обустройством  новой квартиры. С утра до вечера мы ездили по крупным промтоварным магазинам, выбирая и скупая необходимые для эксплуатации вещи от простыней до инструментов. После доставки всего этого добра на катамаран мы занимались его распаковкой и распихиванием по своим местам, каждый раз удивляясь как можно в достаточно ограниченном объеме лодки разместить столько вещей. Приемка не обошлась без казусов. При настройке автопилота обнаружилось, что перо руля у каждого поплавка катамарана смотрит в свою сторону, т.е. не параллельны. На корпусе нашлись неполированные пятна под днищем между поплавками. Для ремонта представители верфи решили поднять катамаран на берег. То ли с переводом были проблемы, то ли так принято у «супостатов» работать, но все прошло не по плану. Обещали выйти в море для захода в рембазу в 10 утра, а ремонтники пришли в 9, и сразу вышли, когда мы только встали, поднимать собирались в 12, а подняли в 10. Нам говорили, что можно не сходить с лодки, но при подъеме всех из катамарана выгнали. В результате жена не успела сходить в душ и выскочила  на берег с мокрой головой, наспех одевшись. Правда, надо отдать французам должное, ремонт провели быстро и очень качественно, все мелочи устранили мастерски. Мы пытались отыскать следы трещин в гелькоуте на крышке якорного люка, но так и не нашли никаких следов ремонта, может люк поменяли. Катамаран оставили на берегу на сутки и, нам пришлось опять ехать в отель. Пока катамаран стоял, вышел небольшой казус, гальюны я перекрывал лично, но, когда ребенок сходил в туалет, оказалось, что вентиль открыт. Все обошлось, на улице на нас никто не обиделся. 

        Наш катамаран шел под серийным номером 21. Оценив его качества,  мы поняли, что совершенно не зря на покупку катамарана  44 Helia сейчас стоит очередь на год вперед. В своем размере это один из лучших на сегодня катамаранов. Высокие технические характеристики, хорошие мореходные качества и максимум удобства- это 44 Helia . Объем полезного внутреннего пространства сравним с категорией 50-ти футовых катамаранов других марок, это очень весомое качество т.к. стоимость стоянки в марине определяется именно длиной яхты, а для катамарана она увеличивается в полтора раза. У нас почти полная комплектация, это на четверть дороже базовой, но очень удобно. В отличии от 41 Lipari здесь 4 двухместные каюты имеют по собственному отдельному гальюну. Форпики оборудованы для проживания команды и вполне подходят для этого. В салоне и в кокпите столы классической прямоугольной формы легко размещают до 10 чел. Запас воды и топлива на 30% больше,чем на 41 Lipari, двигатели по 40 л\с со складными винтами, при весе в полтора десятка тонн этого вполне хватает, даже при ветре 35 узлов можно маневрировать при входе в марину хотя и не совсем уверенно, т.к. боковой ветер дает неожиданно большой снос. Уровень комфорта высокий: три холодильника, телевизор с ДВД, барбекю, духовка, микроволновка,  много свободного пространства в салоне и кокпите даже газовые баллоны мы взяли не обычные яхтенные 5 литровые которых хватает на неделю или две , а 10 литровые полимерные. 

        Завершив приемку и оснащение, стали готовиться к переходу через Бискай. Кстати, лето так и не пришло в эти края, было конечно теплее, чем в Париже, но о шортах можно было только мечтать. По ночам включали вебасто для обогрева и просушки катамарана. Погода в Бискае нас не радовала еще несколько суток, весь переход с нашей крейсерской скоростью составляет около трех суток и важно поймать момент, когда если и штормит, так хотя бы попутно. При этом прогнозу можно доверять дня на два, а дальше как повезет. На новой яхте лучше не перегружать движки во время обкатки и через 50 моточасов сделать первое ТО с заменой масла, а это как раз суток на трое. В результате, вместо намеченного 8 июня вышли 12 июня и все же сразу попали если не в шторм, то где-то рядом, при прогнозе 10 узлов было 20-25 узлов и почти в нос, изредка бывала возможность идти в крутой бейдвин. Через пару дней вроде утихло, но при подходе к Испании дунуло с новой силой. Мы ушли за Ла-Корунья в Баену (туда вернулся Колумб после открытия Америки). От Баены получили массу положительных впечатлений. Хорошо сохранившаяся старинная крепость, небольшой чистый и ухоженный городок, завораживающие виды на океан. Правда, все еще холодно и дождливо. В Баену вставали ночью и очень удивились, обнаружив утром, что стоим борт о борт с таким же катамараном как у нас Helia 44 под серийным номером 19. Оказалось, это наши уже знакомые по Ла- Рошель ребята гонят катамаран на Карибы. Они вышли за пару дней до нас и занимались устранением мелких недостатков типа протекания люка в носовой каюте. Кстати, мы с ними сошлись во мнении, что автопилот на наших катамаранах отвратительный. Он достаточно хорошо ведет себя на ровной воде, но начинает вести себя плохо при встречном волнении и ветре, в дальнейшем приходилось частенько заменять его самим собой. Движки у нас наработали к этому времени положенные для первого ТО по 50 моточасов и, нам необходим был представитель ВОЛЬВО для его проведения. Мы так делали всегда, первое ТО проводит официальный дилер остальные - самостоятельно, это дает возможность увеличить гарантию в два раза. Но, оказалось, что соседи делали ТО сами, и мы решили разобраться. Все оказалось очень просто, гарантия увеличена в два раза -это до 600 моточасов на один двигатель (в нашем варианте при 40 сильных движках) или два года, в зависимости, что быстрее наступит. Так, при реальной оценке, мы, дойдя до базы в Черногории намотаем часов по 300, а уж остальные 300 за год точно отходим. Поэтому, мы пошли по пути соседей и сделали ТО сами, сэкономив 400 евро.

        Из Баены вышли 16 июня в сторону Португалии. Шли все время под парусами, включали вебасто, чтобы по ночам не замерзнуть. Вполне прилично идет катамаран при попутном ветре, длинная океанская волна в корму нас не крутила и не заворачивала. Носом катамаран не «клевал» как Липари 41, видимо сказывается значительно больший вес. Добравшись до Порто, мы обнаружили, что на картах есть новая марина, расположенная в городе, но в локации она не обозначена. Позвонили знакомым, которые шли раньше этим маршрутом. Вроде бы марина есть, но что она из себя представляет никто не знает, решили не рисковать, встали в пригороде в марине Порто Атлантика. Марина как в огромном грузовом порту, цены вполне лояльные. Естественно съездили в Порто, посмотрели на винодельни,  где делают портвейн, попробовали, купили с собой несколько бутылок. Город туристический, очень много русских. Я что- то высказал по поводу Эйфелего моста, а проходивший рядом мужчина, меня поправил и сказал, что мост строили ученики Эйфеля. Разговорились, оказалось, он только что получил португальское гражданство, чем очень гордился. Жары опять не было, как весной на солнце тепло, а спина мерзнет. Зашли в кафе, съели запеченные с солью сардины, очень вкусно. 
        Пока готовили рыбу, мы наблюдали поразительную картины. Пара рабочих устанавливала небольшую мусорку на улице. Мало того, что они на рабочих не похожи, чуть ли не в бабочках, так они мусорку устанавливали с применением уровня, т. е. строго горизонтально, а крепили не цементом и кусками кирпича, а заливая герметик с помощью строительного пистолета. В марину добирались на рейсовом автобусе, кстати, автобусы там носятся так, что Шумахер не догонит, хотелось все время пристегнуться. Выходить собирались вечером, но погода разыгралась, и мы вышли под утро, буквально за час до открытия ресепшена в марине, так что за ночь заплатить не успели.

        В Кашкаиш пришли 21-го утром. Это просто замечательный городок в Португалии. Годом раньше мы подошли к нему ночью и в 30 узлов побоялись входить в марину до утра, простояв на якоре. Сейчас марина была уже знакомая, да и солнце светило ярко, но там все время дуло со шквалистым ветром под 30 узлов. Вставали при отжимном ветре на заправку, а заодно и для оформления документов по стоянке. Это единственная марина, где встречают бутылкой вина в подарок. Встали легко, но для протягивания катамарана к бензоколонке с коротким шлангом нам пришлось здорово попотеть.  Заправились, встали на выделенное место и пошли по знакомым ресторанам. Нам официанты даже сказали, что помнят нас по прошлому году (наверное не обманули). До Лиссабона от Кашкаиша ходят электрички, и что удивительно, в них много русских. Лиссабон особенно не поразил, красиво конечно, но все же столица есть столица. Мы умудрились сделать все наоборот, в жару поднялись в гору пешком, а спускались на трамвайчике.     Встретили в центре какую - то демонстрацию, похожую на меньшинства и оцепленную полицией. Полицейские, точнее регулировщики, очень колоритные дядьки. По дороге в Лиссабон видели американский авианосец.   
        Борт у него повыше нашей мачты будет. Вернувшись в марину, проверили погоду. Пришлось отложить наш выход на утро, ветер сильный и шквалистый, а в марине достаточно тесно, вышли поздним утром следующего дня.  Погода прекрасная, ветер попутный. Наш курс был на Лагуш, но по пути решили проверить небольшую марину, миль на 20 ниже выхода из Лиссабонской бухты. Шли вместе с какой -то регатой, лодок 10-12. Подойдя к намеченной марине поняли, что все лодки регаты идут туда же, появилась вероятность не выспаться стоя борт о борт с гуляющими соседями.

        Марина никакая, голый берег с небольшим количеством домов и грузовой порт под боком. Называется местечко Сайнес и знаменито связью с Васко Да Гамо, может родина его. Сделали круг почета внутри марины и пошли дальше уже в ночь. Видимость прекрасная, и я, приняв маяк дальнего мыса за кормовой огонь впереди идущей яхты, несколько раз пытался обогнать её, но тщетно. Утром пришли в Лагуш. Замечательная марина со всеми удобствами, много пляжей на океане, приятный городок. Как это стало традицией, сразу поехали за город в зоопарк (15 евро на такси). Под открытым небом кого там только нет: птицы, бегемоты, крокодилы, обезьяны, террариум со змеями и т.д. Помыли лодку, постирались, зашли в супермаркет и перед выходом из Португалии запаслись несколькими ящиками зеленого вина и портвейна. К выходу были готовы через два дня, успев отпраздновать день  мореплавателей 26 июня. Как раз подтянулись яхты и катамараны регаты, которую мы обогнали и на все свои лодки повесили флаги расцвечивания. За день до нашего выхода видели катамаран как у нас, только чуть больше 48 фут., он довольно неуверенно вставал на заправку перед выходом в море.
        Из Лагуша в прошлом году мы стартанули сразу на Гибралтар, поэтому сейчас очень хотелось зайти в Кадис. Погоду, тем не менее примеряли уже и для прохода Гибралтара, там все время дул сильный ветер из средиземки, шансов пройти Гибралтар с ходу не было никаких. Переход через Кадисский залив был неожиданно сложным. Сначала все шло спокойно, ветер не помогал, но и не мешал. Связь по телефону не пропадала и вечером узнали, что стали дедушкой и бабушкой. К ночи намотали на винт сеть или кусок сети длиной метров десять- пятнадцать, пришлось нырять и распутывать.

        Потом поднялся ветер и пошла волна, увеличиваясь на глазах, уклоняясь от встречного ветра, пошли ближе к берегу по кривой, но к середине ночи поняли, что от берега в сторону моря тянутся то ли рыбные фермы то ли гидросооружения, в общем под берег уйти от ветра не удалось. Дуло 25 узлов почти в нос и волна 5 баллов, пришлось идти на двух движках, ныряя в волну и покрываясь коркой соли на ветру. Под утро увидели «великую армаду» -десятки рыболовецких судов заполнили отметками своих ОИСов все пространство картлотера. Теперь нам мешал не только встречный ветер, мы пытались идти галсами под парусами и одновременно приходилось жестко расходиться с рыбаками, которых с рассветом стало видно  раза в три больше так как ОИС стоит не у каждого рыбацкого судна. К обеду рыбаки как по команде повернули на обратный курс, расходиться с ними легче не стало, но появилась надежда что у «великой армады» есть начало и конец. Ветер не утихал, идти в Гибралтар не было никакого смысла, а до Кадиса мы не дотянули 10 миль и ушли в резервную марину Чимпиона, севернее Кадиса.

        Оказалось, что ветер был сильным только в море. В марине в 17 часов был разгар сиесты, от жары мозг начинал плавиться. Встали на выделенное место, сполоснули катамаран от соли и заодно остудили себя из шланга. Городок небольшой, марина приятная достаточно новая. Сходили в ресторан, отметили рождение внучки, выходить решили утром. Прекрасно выспавшись, сходили на пляж, получив большое удовольствие от вида волнорезов. Вечером казалось, что на яхте можно подойти почти к пляжу, но утром при отливе стало очевидно наше заблуждение, волнорезы тянулись вдоль всего города и уходили далеко в море. К обеду все же собрались выходить. До Кадиса 10 миль, для нас проходящих в сутки по 120 – 150 миль -это не дистанция. Все получилось как всегда, на авось в море надеяться нельзя. Я еще пошутил перед выходом, когда не хотелось крепить в положенное место береговой электрический кабель, что все сложности появляются неожиданно, тогда когда их не ждешь. Немного насторожили взгляды шкиперов, провожающие нас с соседних яхт, но как- то и этому не придали значения. 

        Мы и погоду смотрели не предвзято, что там 10 миль, два часа ходу. Сначала думали, что ветер попутный, но после всех поворотов и выхода на курс ветер стал противным. Шли вдоль берега и буквально сразу стали гоняться за призами с пляжа. Поймали мячик, детский надувной круг и тут услышали оповещение о штормовом предупреждении до 8 баллов. Поздно! Ветер уже был 30 узлов строго в нос. До Кадиса еще 5-6 миль, но не возвращаться же обратно, катамаран отличный, как то не солидно. Ветер поднялся до 35 с порывами и раздул большую встречную волну. Автопилот начал чудить, не справляясь с волной и ветром. Скорость упала до 1 – 2 узлов, пришлось дать повышенные обороты движков и перейти на ручное управление. За штурвалом прикольно, спину обжигает солнце, а в лицо брызги от встречной волны, ветер, но не холодно. У этой модели катамарана есть какой- то конструктивный недочет, вода с волной попадает через сетку на пространство перед иллюминаторами салона и стекает вперед в сторону носа опять возле сетки, но сильный напор ветра все эти струи воды поднимает вверх и несет через рубку. Минут через пять стало ясно, что видимость отсутствует, соленые брызги попадали в глаза, а ветер оставлял в них чистую соль. Очки помогли еще минут на пять. Как это выглядело со стороны не смешно, но пришлось одеть маску для ныряния. Так хотя бы приборы было видно. К Кадису подошли на закате, но еще было светло, ветер даже в бухте был такой силы, что сдувал верхушки волн. В бухту заходили, сделав большой зигзаг, и встали на ветер. Скорость при этом была 9-10 узлов, огромная парусность катамарана не позволяла лавировать против ветра, его просто уваливало в сторону.  
        Для входа в бухту, чтобы не выбросило на стенку, пришлось идти по встречной полосе, все время ощущая возможность столкнуться нос к носу с выходящим из за мола судном. Перед мариной долго готовились к швартовке, проверяя возможность катамарана противостоять дрейфу по ветру, запросили помощника для принятия концов на берегу. Вход в марину Кадис похож на иголочное ушко, примерно полторы две ширины катамарана, хорошо, что место дали почти напротив. Первый раз вставали не как обычно кормой, а носом к причалу, других вариантов не было. Ветер 35 и волна. Встречать нас вышла вся марина, как потом оказалось, там лодок пять ждали погоду, чтобы пройти Гибралтар. Катамаран ловили и отталкивали от причала человек 8 плюс работа движками, все прошло на ура, закрепились, по штормовому выпили и вздохнули спокойно. Рядом с нами оказался тот самый 48 фут. катамаран, который вышел на сутки раньше нас из Лагуша. Очень приятная пара из Новой Зеландии купила его для себя и путешествуют вдвоем, в этот год у них по плану Средиземка, следующий Балтика, а потом Карибы.

        Кадис нас покорил сразу, достопримечательности, парки и даже пляжи. «Повезло» с погодой, Гибралтар был закрыт еще на три дня, поэтому гуляли по Кадису без зазрения совести. Познакомились с такими же, как мы яхтсменами, желающими попасть в Средиземку, три катамарана и одна яхта. По прогнозу ветер стихал 2 – 3 июля, а потом еще дней на десять вход в Средиземку опять закрывался. Все лодки собирались пройти Гибралтар в это окно.
        Мы тоже рассчитали прилив/отлив, встали 2 июля в пять утра, смотрим все уже вышли. Часа через два нагнали два наших катамарана и встали к ним в кильватр. Связь не поддерживали, т.к. не знали их позывные, но и так было ясно, что это наши соседи. Ветер опять в нос. Не знаю, что тут творилось в другие дни, когда прогноз был до 30 узлов, но сегодня по прогнозу 5 – 10 узлов, но в действительности все 30. Так и шли три катамарана, с трудом на повышенных оборотах двух движков, сжигая в несколько раз больше топлива, чем планировали. Пришлось в районе Трафальгара выйти из кильватерного строя наших катамаранов и увязаться за испанской яхтой, идущей у берега. Скорость прибавилась с учетом течения на 2-3 узла, но расстояние по кривой все же больше, и к Тарифе мы подошли вместе с двумя брошенными нами катамаранами. В Испанскую часть марины Гибралтар мы изначально не планировали заходить, но после этой истории с прогнозом погоды решили, что если будет так дуть и дальше, то нам лучше отстояться и заправиться. К счастью, при появлении в зоне видимости марины Гибралтар ветер неожиданно резко стих, волна прекратилась, и мы вошли в Средиземное море практически в штиль.

        После неоднократных многочасовых издевательств над нашими двигателями, топлива до Балеарских островов явно было недостаточно. Выбрали на побережье Испании приличную марину с заправкой и пошли туда. По пути приходилось уворачиваться от плавзаводов по переработке рыбы и от нескольких буксирующих караванов из барж и буксиров. Запах стоял как на рыбном рынке. Здесь мы впервые за этот переход поймали достаточно большую скумбрию, которую естественно сразу и съели. Буквально просвистел на встречном курсе в середине ночи «Гонконгский экспресс» (судя по ОИС длина 300м, осадка 14, а скорость 19.5), было очень похоже на прохождение рядом скорого ночного поезда. Заправлялись в марину Альмеримар. Прекрасная новая марина, поражающая лояльными ценами, однако, побережье Испании в этих местах напоминает лунные пейзажи, смотреть не на что, зелени нет, кругом малоэтажная застройка на продажу и теплицы с ветроэлектростанциями вдоль побережья.
        Маленькое отступление. Сейчас мы идем с Минорки на Корсику, 3 часа ночи, моя вахта. Практически штиль, у катамарана работает один двигатель на экономичных оборотах 1800, это значит расход топлива до 2 литров в час, скорость 5 – 5.5 узлов. Удивительная ночь, восход и заход луны на пару часов не совпадает с солнечным т.е. луны нет вообще. Звезды как будто выключили, берегов естественно не видно, горизонт не виден, нет и намека на линию горизонта. Ни на радаре, ни по ОИС рядом нет не одного судна, на 360 градусов горизонт без огней. Темнота полная, тишина тоже (если выключить двигатель). Темнота напоминает фантастические фильмы о космосе, наш катамаран будто парит в невесомости, взгляду совершенно не к чему прицепиться. Связи, конечно, тоже нет, даже 16 канал молчит.

        После Альмеримар мы зашли в Аликанте, удивительно, но мы там в первый раз. Забрались на лифте на смотровую площадку, виды потрясающие, сфотографировались у деревянного парусника - музея. Прошли вдоль пляжа, пожалев эту тысячу человек, подобно овощам поджаривающим свои бока на солнце. В Аликанте нам нужна вода, и мы договорились покатать знакомых на катамаране. С водой решили вопрос просто, подошли на заправку и за 7 евро залили воду, стоянку нам объявили 180 за сутки, но любезно разрешили залить воду и постоять пол дня на гостевом причале. Взяли на борт гостей, отошли к пляжу, приготовили рыбу на гриле, трое из пяти гостей укачались и сразу приняли горизонтальное положение. Прекрасно перекусили, выпили, уложили гостей в «тузик» и к их безмерному счастью доставили на берег в районе пляжа, чему гости явно обрадовались еще больше ,чем началу путешествия. Все получили удовольствие. Снялись с якоря и в ночь пошли на Балеары.
        На следующий день к обеду были у Форминтеры. Прошли вдоль стоящих в линию яхт, катеров и катамаранов, подошли к марине и встали на бочку в районе огромного лимана с глубиной полметра. Тут же подскочил служащий и содрал с нас 29 евро за бочку, сообщив. что это только до 12.00 следующего дня. Зато удалось выспаться, ночью был штиль и на бочку можно было положиться. С ребенком на «тузике» зашли в лиман, супер. Вода прогревается как парное молоко, детей из нее не вытащить. Утром зашли в магазин, посидели в кафе, воспользовались интернетом. Так, для общего развития зашли в капитанию местной марины и были шокированы ценой суточной стоянки на наш катамаран - 438 евро. Скромно. Дальше только на якоре. На Ибице так и сделали, встали на якорь днем, а ночью на якорь и на растяжки между островком и скалой. Все прекрасно, хвойный запах, тихий вечер, но очень много комаров. Концы для растяжки пришлось цеплять в темноте на острые скалы, но зато в полный штиль, а вот снимались в ветер до 15 узлов. 

        На Майорку в бухту порта Солер пришли днем, бросили якорь, а утром заправились и напросились у портовых властей отстоять днем у причала для заправки водой и помывки лодки. Разрешили и даже бесплатно. Вечером вышли на Минорку, зашли по пути в замечательную бухту - одну из достопримечательностей Майорки, где между двух скал проход от озера к морю. Стояли пару часов на причале для туристических морских тамвайчиков. На Минорку пришли утром, дикий пляж с огромным количеством нудистов обоих полов. Песок на пляже как в песочных часах.  А за пляжем небольшое пресное озеро с черепахами и огромным количеством живности. После обеда вышли на Корсику 260 миль пути. Штиль. Вечернее и утреннее купание в море. 
        Утром во время купания жену укусила медуза, оставив ожег размером с блюдце, кожа в месте укуса стала коричневой, потом резко покрылась волдырями и очень жгла, помогал только лед на место ожога. Но сначала мы промыли это место раствором лимона и уксуса, говорят медуза оставляет прилипшие пузырьки яда, которые необходимо смыть.  Пришлось отпаивать антигистамином, а меня спиртным. 
        Переход между Балеарскими островами и Корсикой, видимо, длинноват для круизных лайнеров, не интересен для чартерных яхт и катамаранов, а для сухогрузов не востребован, поэтому за двое суток мы в прямой видимости видели только 3 – 4 судна. Ветер все время попутный, но очень слабый 5 – 10 узлов. Поставили генакер, но без работающего двигателя и он тянул слабо, пришлось жечь топливо.

                                                                         продолжение следует…

Дневник капитана Кости

Переход на Канары в 2014 году

 

В середине октября мы вышли из г.Бара Черногория для перегона катамарана Липари41 «Андромеда» на Канары. Первые впечатления можно пропустить, тут как всегда одни эмоции «Земля прощай», «в добрый путь». Выходили в попыхах, на ходу забрасывая на катамаран все, что возможно пригодиться в пути и на Канарах. До последнего дня не знали получат ли визы два члена экипажа, к счастью все получилось, визы дали Испанские в Словенском посольстве в Подгорице, правда не 9 как мы хотели, а 14 октября и не на полгода, а на месяц так что первый катамаран вышел раньше 10.10.14 и теперь мы его догоняем. Было очень жаль затягивать выход, так как погода стояла прекрасная, а после 14.10 обещали ухудшение. С хорошей погодой пришлось проститься еще до выхода, естественно со сборами и загрузкой провозились до вечера, вышли в ночь, но часов пять без волны и особого ветра мы все же отхватили. Пошли сразу к берегам Албании, что бы по кромке минных полей выскочить к каблуку Италии. Не успели, прогноз оправдался с опережением часов на восемь. Утром поднялась волна и началась укатайка причем все в нос. Нам на борт случайно залетела летучая  рыба. Ветер 8 баллов по шкале Бофорта, брызги от волн перелетают через катамаран, везде соль, все мокрое, катамаран бросает как щепку. К вечеру стало понятно, что мы не вытянем против 40-45 узлов в нос и  мы повернули в Отранто. Со всей этой свистопляской спалили половину бака топлива и часа в 2 ночи встали на якоре в бухту г. Отранто Италия. Прекрасные ощущения от чувства надежности земной тверди даже от такой не крепкой связи с ней как с помощью якорной цепи. 

Дальше решили не рисковать и четко использовать прогноз. Поэтому о выходе утром не было и речи. На тузике добрались до марины и в кафешке у продавщицы с немецкой внешностью спросили, где взять прогноз погоды. На что она любезно «сдала» нас миграционной службе в соседнем здании. Полицейские появились быстро сразу почувствовалось, что сезон прошел. Объяснения типа мы зашли не на долго из за шторма, а идем на Канары конечно никого не тронули. Пришлось оформлять все положенные документы, ставить печати на визы, что заняло время и добавило желание пройтись по городу. Так и поступили, заодно вышли в интернет и скачали погоду. Выходили во время смены ветра на попутный около 2 часов ночи. Конечно, попутным он был не долго только до заправки на кончике итальянского сапога - марина Санта Мария ди Леука.

Пару суток с переходящим успехом боролись со штормовым ветром под подошвой сапога. Иногда ставили паруса и неслись под десять узлов. Из под плафона  одной из ламп в салоне стала появляться вода. Оказалось французы на верфи Фонтен Пажо дырку под плафон просверлили так, что направляющее сверло прошло сквозь корпус, пришлось залить герметиком. Огромный тунец проглотил нашу единственную наживку для большой рыбы.  и скрылся вместе с ней и крючком. Пришлось вешать на удочки маленьких кальмаров для небольшой рыбы и на второй вечер нам была награда 3 тунца размером с большую кефаль. Тунцам сделали братскую могилу в большой миске предварительно нарезав их кусочками и залив лимонным соком с соевым соусом. Половину съели в тот же вечер в качестве закуски к красному вину, тунец это единственная рыба которую подают с красным вином. 

К Мессине подошли на закате. Опять не удержались и сделали несколько фоток. Вулкан Этна в заходящем солнце выглядел прекрасно. На противоположной стороне тоже извергался небольшой вулкан были видны зарницы от лавы. Сцилла и Харибдна пропустили нас через Мессину без особых проблем, видимо из за ночного времени суток интенсивность движения судов и паромов была небольшой, хотя все равно пришлось часов 6-7 торчать на верхней палубе и наблюдать за обстановкой.

После Мессины штилевая погода была нам наградой. Утром на подходе к о.Липари море было как зеркало. Даже сложно поверить, что бывает на море такой штиль. Не первый раз мы подходим к острову Липари, но каждый раз нас здесь встречают такой погодой. На рассвете очень красиво солнце осветило Липарские острова. Стояли на якоре несколько часов между портом и рыбацкой мариной. Остров вулканический, поэтому глубины большие и якорных стоянок мало. Нырнул в гидрокостюме почистить винты, но вода оказалась по летнему теплой. Поэтому команда купалась и наслаждалась солнечными ваннами после похода в город за прогнозом погоды. Даже внучка Кирочка, которой 1 год и 4 месяца плескалась в тазике с морской водой. Изучив прогноз, приняли решение срочно выходить на Сардинию. Расстояние в 290 миль надо было успеть пройти до приближающейся непогоды. Вышли часов в 16 и с удовольствием сделали огромное количество фоток действующих вулканов в  свете заходящего солнца. 

Шли на движках не жалея топлива. Идеальная погода, на небе все чисто, море как зеркало и все это обманчиво успокаивало. В приближение шторма верилось с трудом. Ночью звезды отражались в воде и созвездия  можно было изучать глядя не в верх, а в низ. Вода поразительно фосфорицирует. Луч фонарика буквально взрывает море и планктон на всей видимой глубине изображает свой неповторимый трехмерный рисунок похожий на небесный свод. Иногда в кильватерной струе видны светящиеся шары. Мы предположили, что это медузы или сгустки планктона. Дельфины сопровождали нас только один раз мимоходом пройдя по носу. В море мы одни. Ни днем ни ночью в видимости нет ни яхт ни кораблей. У нас получилось настоящее путешествие на яхте и не путайте с отдыхом на яхте. Каждый член экипажа управлял яхтой и стоял на вахте. Это не просто аренда яхты и движение по круговому маршруту, мы шли по маршруту яхт не чартерных. 

Дунуло на вторые сутки, точно по прогнозу из полного штиля до 15 узлов в нос со стороны Сардинии. Стали уваливаться в сторону восточного берега Сардинии. Нам еще 70 миль и против усиливающегося ветра можно спалить все оставшееся топливо. Видимо мы шли рядом с зоной тени, в которой ветер закрывался островом, потому что опять попали в штиль, только волна была уже высокая. Прошли половину оставшегося пути и решили попытаться под берегом пройти в Кальяри. Появилась телефонная связь и нам передали свежий прогноз, ветер до 70 узлов. Надо срочно укрываться в марине, приближается не шторм¸а ураган. Выскочили из-за мыса и ощутили его приближение в полной мере. До Кальяри явно не успевали дойти. В нос дуло 30-35 и ветер постоянно усиливался. Наплевав на запретные зоны заповедника проскочили через него в марину Villasimius. С первого взгляда очень приличное местечко. Катамаран примотали к пирсу всем, что было под руками включая обрывки старых швартовых, которые давно не использовали но жалко было выбросить. И не зря, прогноз опять сбылся. Ветер был такой силы, что казалось катамаран парит над водой вместе с бетонным понтоном.  У соседней яхты за 10 минут размотало и порвало парус. Он еще долго хлопал обрывками, напоминая, что стаксель надо сматывать плотно. Были потери и у нас, сорвало и унесло детский спасательный жилет, который болтался на крючке снаружи. У нас соль нарастала, как под снежно-ледяным дождем покрываются ледяной коркой зимой машины. О поездке в Кальяри  на автобусе не могло быть и речи. Мы стояли запертые на катамаране в марине и даже не выходили на берег. Вероятно и автобусы в город могли не ходить. С интернетом беда, из-за урагана его нет. На второй день ветер немного стих, примерно до уровня сильного шторма и мы стали осваивать ближайшее пространство. В чем прелесть Сардинии понять так и не получилось, не плохо конечно, но ничего особенного. Небольшие поселки со  скромными одноэтажными, но очень аккуратными домами, везде заповедные зоны, пихтовые леса, гольф поля, отличные кемпинговые площадки с развитой инфраструктурой итд, да и марина тоже не плохая, только нам порядком надоела. Оплатили 2 суток, а шторм не стихает. Договорились, что уходим вечером после 19 часов, то есть когда все уйдут домой. В 19.00 дуло так, что об отдаче даже дополнительных концов нельзя было подумать. Включили топовый и легли спать. Как по расписанию к 24 все стихло. Быстренько вскочили от такого непривычного состояния погода, даже будильник не понадобился. Сполоснули катамаран от соли, скинули дополнительные концы и к часу ночи вышли. 

Залив Кальяри проскочили под стакселем, без особых проблем, правда напряг нервы буй, который был виден, но не обозначен на карте. Шли в марину Beach посмотреть прогноз по интернету и заправиться, т.к мы из-за шторма заправлялись канистрами по минимуму. В марине заправка оказалась давно закрытой, но с интернетом приветливые итальянцы помогли и мы скачали прогноз на весь переход до Майорки. Заправляться решили на небольшом острове по пути. Почти сразу после выхода поймали тунца, который очень пригодился для разнообразия нашей кулинарии. Проход между островами похож по ощущениям на минные поля Албании, совершенно не предполагаешь, что тебя ждет в следующий момент. Глубиномер у нас начал барахлить еще на Липарских островах, но здесь его отсутствие мы ощутили по полной. Глубины в проливе 2-6 метров и такую глубину наш прибор вроде бы показывал, но с очень странными скачками, так что верить было нельзя, хоть линь бери и измеряй как в старые времена. В марине  Sifredi заправка была, но только канистрами через дорогу. Предложили на выбор - либо так, либо в соседней рыбацкой марине. Конечно пошли в рыбацкую. Вход чуть шире катамарана, глубина пугала вместе с барахлившим эхолотом на котором периодически высвечивались цыфры 1.4 м, а потом сразу прочерк как будто дна нет и это при нашей осадке 1.2 м. очень тихо подошли к заправке. На некоторое время наш народ сошел на берег в поисках Испанского флага и карт до Майорки, где на некоторое время и потерялся в магазинах. Флага не оказалось, а карта представляла собой чистый лист по краям которого кусочки Сардинии и Майорки. В общем, 50 евро за такую как бы карту решили не отдавать, пошли без карт. Хотя карты были, они есть на жестком диске, но почему то не открываются, видимо я скачивая фильмы на переход, поймал в компьютер какой то вирус. Бумажные карты ушли на первом катамаране, который мы никак не можем догнать. На телефоне есть Навионикс с картами, но и он отказался работать – не определяет местоположение. Совершенно идиотская ситуация, есть картплотер без карт, но определяющий координаты и есть телефон с картами, но не определяющий координат, хоть бери и ставь точку нашего положения в ручную. До границы итальянской карты нам оставалось сутки хода, за это время починили Навионикс. Ночью, конечно с такой аппаратурой к островам не сунемся, а днем вполне подойдет.  

Первую ночь шли на движках, сильная волна после шторма качала в разные стороны без выраженного направления качки. К обеду немного улеглось волнение и появился северный ветер. Выключили движки и пошли под всеми парусами в бейдвинд. Вот тут и началась чисто спортивная рыбалка. Видимо голодная, после шторма рыба цеплялась на наши удочки одна за другой. Паруса не убирали вытягивали рыбу на ходу. Что-то из семейства тунцевых и по размеру как небольшой тунец. Мы похоже шли вместе с косяком. Клевало постоянно, но вытащить рыбу не удавалось. У нее очень жесткая пасть и крючек не насаживался, а рыба умудрялась при нашей скорости 8-7 узлов двигаться быстрее и при малейшем ослаблении лески слезала или выплевывала крючек. Из 10-12 поклевок поймали только одну, она интересно меняла цвет с зеленого до синего и желтого. Под вечер после небольшой передышки клюнули одновременно две огромных рыбы. Вытащить не удалось, одна удочка улетела в воду, вторая согнула стакан. Хорошо наживка осталась, но все снасти перепутались и до заката мы разматывали леску. Идем все это время под парусами. Ветер северный и на Майорку мы не вытягиваем. По прогнозу ветер должен меняться на северо-восточный, восточный тогда подвернем. Но уже 2 часа ночи, а подвернуть все не получается. Хороший ветер 14 узлов. Идем семь, но только не в ту сторону, видимо придется к Майорке подходить с южной стороны, а так хочется попасть в Солер, это небольшой порт и город на Северной стороне.

С Солером у меня связано одно очень важное дело, пару лет назад в яхтенном магазине этого города мы купили дочке оригинальную панамку с козырьком от уха до уха. Я просил тогда жену взять пару штук про запас, она отказалась. В результате через месяц на о. Капри дочка где то оставила эту панамку во время фотографирования и у меня появилась совершенно навязчивая идея купить новую, при этом я конечно сначала забодал жену за непослушание. Искал шапочку в интернете, во всех яхтенных маринах, куда мы заходили за эти два года, просил друзей купить на Майорке, но все не то. Поэтому на Майорку в  г. Солер мне надо обязательно. Зашли туда утром, встали на бесплатный муниципальный причал и сразу в магазин. Магазин открыли после обеда, напряжение нарастало. Я был в восторге и бросался обнимать продавщицу рассказывая ей историю про эту шапочку. Взял все которые были, теперь есть запас. Мы еще немного погуляли по берегу,  Кирочка с удовольствием побегала по песочку. Залили воду и пошли в ночь дальше на Ибицу.

Что там на Ибице распыляют в воздухе я не знаю, но утром один из членов нашего экипажа видел в воде двух полосатых змей которые вытащив головы грелись на утреннем солнышке. Он очень осторожно сказал нам об этом, видимо остерегаясь, что мы будем его подкалывать. На Ибице стояли на якоре в небольшой бухте с противоположной стороны от главного города. Я опять не выходил с катамарана, а ребята пошли искать яхтенный магазин и размять ноги. Как оказалось «жизнь» здесь закончилась всего пару дней назад, яхтенный магазин оказался закрыт позавчера и до весны.

После обеда вышли в море к месту встречи с нашим вторым катамараном в марину Дания Испания. К Дании подошли в середине ночи.  Что бы не оплачивать лишний день стоянки пошли на хитрость, встали на заправке предполагая остаться там до утра. Но, о чудо, к нам через пять минут прискакал испанец и спросил чем будем заправляться. Пришлось заливать бак солярки потом переставлять катамаран на гостевой причал, в общем с экономией ничего не вышло. Утром была торжественная встреча с близкими. Жизнь яхтенная, которая казалось замерла до весны здесь била ключем. Яхты выходили в море, народу много все как летом. Дения вообще приятный городок, мы простояли там дня три в ожидании посылки с запчастями с верфи для ремонта нашей рулевой системы. Несколько раз приходил испанский диллер от верфи Фонтан Пежо. Пытались заставить его отремонтировать стук в рулевом, он что то подкрутил, но быстро испарился с концами, так что его уже не видели. А вот рулевое которое он крутил полетело на этом катамаране в середине Атлантического океана, засланый казачек оказался. Мы потом несколько раз заходили к нему в офис и даже отняли у секретарши большой пакет с нашей верфи для другого катамарана, потому что были уверены что это для нас. Хорошо удалось еще до отхода прощупать посылочку, определить, что это все же не для нас и отдать ее обратно.

В переход из Дании в Гибралтар мы наконец то пошли флотилией из двух катамаранов. Неполные экипажи создавали трудности в управлении. Я шел с женой и дочкой, на втором катамаране сын со своей женой и дочкой и  его помощник. Так как помощнику было интересно порулить на нашем большом катамаране, мы взяли его на один день к себе, методом пересадки с борта на борт, типа как пираты на абордаж. За день сын на втором катамаране поймал рыбу мечь, которую тщетно пытался поймать уже года три. На радостях хлебнул шампанского и был уже очень веселым. К вечеру ветер разогнал волну, а нам надо пассажира вернуть назад.  Когда второй катамаран смело начал двигаться на нас, что бы повторить утренний маневр я порядком испугался за цельность конструкций и решил перевезти помощника по другому. Мы легли в дрейф, спустили тузик, пересели на него и пошли к другому катамарану. Не поняв нашего маневра второй катамаран не лег в дрейфкак мы, а стал отрабатывать машинами назад и стоять на месте. Пассажира своего я передал успешно, а вот мой катамаран за это время с женой и дочкой сильным ветром в дрейфе снесло уж очень далеко. Вечер, темнеет на глазах, а я пытаюсь догнать на резиновой лодочке с моторчиком уходящий к горизонту катамаран. Было мягко говоря не очень комфортно, от одного катамарана отошел, а другой догнать не могу и еще мысль промелькнула, а что там у меня в баке, много ли бензина? Догнал, все обошлось. На следующий день на втором катамаране порвали парус - спинакер, пытаясь поставить его на попутном ветре. Видимо цепанули за какой-то выступ на краспице.

Через пару дней пришли в Гибралтар. Чудесное место для яхтсменов. Символичное, прощаешься с Средиземным морем и ждешь встречи с океаном. Гибралтар, это название английской части, испанская марина  называется Alcaidesa. Очень приятная марина с очаровательным прайсом, стоянка для нас стоила меньше 20 евро в сутки включая воду. Мы долго ждали благоприятной погоды для перехода на Канары, поэтому облазили весь город. Но на этот раз решили и этим не ограничиваться и пошли на английскую территорию. Каково было наше удивление, что в этом нет проблем. С нашими многократными шенгентскими визами нам прямо на  таможенном посту любезно поставили многократную визу для посещения Гибралтара уточнив хватит ли нам 5 дней или сделать на максимально возможный срок 21 день. В первый заход мы просто постирали ноги осматривая город Гибралтар. На следующий день сделали умнее, сразу возле пункта пропуска через границу стоят микроавтобусы и предлагают экскурсии.   Поездка на таком микроавтобусе это правильное решение. Гибралтар достаточно большой, интересных мест много. Мы были на смотровой площадке с видом на весь пролив, заходили в уникальную естественную пещеру с оригинальной переливающейся подсветкой, общались с дикими бесхвостыми обезьянами на вершине горы. Про этих манки говорят, что англичане не отдадут Гибралтар испанцам пока живы на нем обезьяны. Интересны фортификационные сооружения Гибралтара. Вся гора изрезана подземными ходами из которых проделаны отверстия для пушек, причем пушки имеют отрицательный угол наклона, что бы стрелять в низ, первый раз такое видел.

Вечером перед самым выходом, когда прогноз на завтра был благоприятным нашли где можно зашить парус. Договорились забрать утром  - маньяно-по местному. Ленивые они, к утру ничего не сделали, а у нас проблемы. Нам надо попасть в хороший ветер, а до этого надо пройти пролив  Гибралтар. Течение в Гибралтаре до 5 узлов то попутное то встречное, наша скорость на двух движках 7 на максимальных оборотах с большим расходом топлива получается против течения и против ветра мы точно не вытянем. Течение меняется два раза в сутки. Из пролива Гибралтар можно  выскочить как пробка и шампанского, а если не повезет может втянуть обратно. Из за задержек с парусом почти пропустили все попутное течение. Проходили Гибралтар с большим трудом потеряли много времени и спалили лишнее топливо. До Канарских островов 700 океанских миль. Зайти некуда. Второй катамаран случайно приблизился близко к Африке, так их стали вызвать на УКВ с вопросом будут ли заходить и нужен ли агент. Мы посовещались представили как нас там могут встретить. Дочка по этому поводу изобразила на бумаге как представляет эту встречу. Африканский таможенник и пограничник сидят за столом с ножами и вилками, а экипаж нашего катамарана подают им под разными соусами, причем помощника капитана в большой пивной кружке в пивной пене. 

Наш поздний выход и длительное форсирование пролива Гибралтар поставило под сомнение возможность без дополнительного захода для дозаправки топливом дойти до Канар. По прогнозу через двое суток западный циклон в районе Касабланки разделялся на два направления, один на север второй на юг. Если не успеем туда то против ветра в 30 узлов нам топлива до Канары не хватит. Если успеем перевалить эту зону разделения, то попутный ветер в те же 30 узлов домчит нас без затрат топлива. Успели, правда топливо сожгли почти все, но зато уже без топлива шли к Канарам под парусами. Поймали момент изменения направления ветра когда он совсем стих и купались в открытом океане.

К Канарам подошли вечером, заправились на ближайшем острове, удивились, что он не утопает в цветах и в ночь пошли на о. Гран Канария. Второй катамаран остался на о. Ланцероте и пришел через сутки. В Лас Пальмасе две недели готовили один из катамаранов к переходу через океан. Вообще то подготовка к регате это интересное занятие. Днем различные семинару, тесты и курсы, а вечером народ развлекают в ресторанах и клубах. Регата большая привлекает внимание спонсоров, спонсоры устраивают то пивные вечера, то костюмированные представления, парады тип. Некоторое время нам было не до веселья. В «ноге» у катамарана обнаружили морскую воду вместе с маслом. Теперь точно понадобился подьем катамарана и замена сальников и масла. Тревеллифта подходящего для нас на острове не оказалось, крана тоже. Что делать? Отправлять катамаран через океан с такой неисправностью нельзя. Вечером мы плотненько посовещались и нашли решение. Надо выброситься на берег, а когда будет отлив и вода уйдет на 2 метра мы все отремонтируем. Так и поступили поставили катамаран на слип для спуска лодок, привязали, подождали, а когда винты остались над водой и все отремонтировали. 

На соседнем острове отдыхала моя родная сестра, которая живет в Италии. Это совсем рядом и странно было бы не увидеться. Правда она как принято у женщин нас немного запутала. Говорила, что будет отдыхать до 18, а тут приходит смс, что 17 в 7 утра она уже уезжает из отеля. Оказывается 18 ей на работу. Вот такая логика. Мы вышли с Гран Канарии вечером 16 с желанием утром подойти на Тенерифе. На рассвете по заданным координатам отеля подошли и бросили якорь на песчаной банке возле Лас Америкас. На берегу нам махала рукой моя сестра. Мы с женой и дочкой прыгнули в тузик и я стал заводить мотор. Примерно со второго оборота веревка стартера оторвалась и я чуть не упал в воду. Пришлось грести на веслах. На веслах против течения и через рифы я весь был в пене. Встретились, зашли в номер, проводили посадив в машину. Сестра отправила нас на завтрак вместо себя. Но я то в впопыхах тапочки не одел. Пришли в ресторан, сели на улице босые ноги я спрятал подальше под стол, а тут смотрю шампанское дают. Пришлось жену просить принести, говорит мает разливали, вкусное в общем шампанское.

Отправить катамаран через океан мы не успели, наши билеты через Лондон были на день раньше старта. Всем пожелали удачи и полетели в  Мадрид. Авиаперелеты в Черногорию не всегда короче и дешевле по прямой. Да и нормальные герои всегда идут в обход. Из Мадрида через час полтора мы вылетели в Лондон. Шли на таможню как все белые люди к стоечкам где нет очереди и лица с европейской внешностью проходят не останавливаясь. Ан нет, не для нас этот праздник, нас завернули туда где стояла большая толпа мигрантов с совершенно не европейскими лицами. Часа два оформляли таможенные формальности. Погулять по Лондону не получилось. Было поздно и дочка сказала пойдем в отель устали надо поспать. Утром вылетели прямым рейсом Лондон Подгорица.

За эту зиму и весну мы еще три раза летали на Канары. 

А сейчас конец апреля я иду на катамаране  с о. Тенерифе через о. Мадейра в Гибралтар. Нас семь человек и мы перегоняем катамаран обратно в Черногорию. Мы выпили достаточно Мадейры, съели двух тунцов маленького и очень большого. За кормой болтается удочка, паруса настроены на полный бакштаг и команда накупавшись отдыхает в предверии обеда.